ПЧЕЛОВОДСТВО http://bees.maxbb.ru/ |
|
О занятиях учеников в 1830 году. http://bees.maxbb.ru/topic241.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | bees [ 25-09, 06:45 ] |
Заголовок сообщения: | О занятиях учеников в 1830 году. |
1-е. О грамоте. Собравшиеся в течение года ученики были по большей части неграмотные (21 человек из 33), посему с 1 ноября 1829 года начали обучать всего более грамоте. Я избрал следующую, скорейшую из всех методу выучиться без утомления и скуки. Не заставляя наперед учить азбуку и склады, тотчас начал задавать на всякий день писать на табличке (досточке) по проведенным линейкам, сначала черты прямые, далее кривые, затем уже по одной букве и до тех пор писать кусочком мела одну букву, пока совершенно приноровнена будет к написанному образцу, вытирая неправильности и подрисовывая части оной. Чрез два месяца почти все (исключая троих) могли писать и некоторые довольно чистым почерком заглавия в уроках и, выучивая их, утверждались в чтении, тогда купил я им буквари, которые они выучили без затруднения. Сия метода удалась мне так успешно, что в апреле, уже многие, отцами будучи, писали к своим семействам своеручные письма, и что составляло верх их удовольствия. При искусственном содержании пчел безграмотному надзирателю оных невозможно быть исправным. Не требуется более, как уметь записать нужное, притом знать числа и счет, меру и вес. Посему только отношению ученики были доводимы до знания грамоты. По сей ограниченной надобности и существенной пользе ученик моей школы из безграмотных выучивается переписывать свои уроки, надписать чистенько название улья, его вес, дерева и меда и все действия на нем же записать составлять списки ульям, отсчитывать мед в оных и все прочие происшествия замечать как на ульях, так и на бумаге. 2-е. Делание ульев втулочных. Кроме всех тех занятий, кои в прошлогоднем отчете исчислены, вообще все ученики попеременно с грамотою одни учились, а другие усовершенствовали себя в делании втулочных ульев как главного предмета к улучшению пчеловодства. Чтоб ученики охотнее упражнялись, положено было, кроме лучших харчей за сделание каждого улья, награды по 50 копеек. Это поощрение произвело великий поворот ученого унынья на практическую интересную радость; неумеющие спешили выучиться, а умеющие больше заниматься. Признаюсь, сцена эта была для меня поразительным утешением: начали вставать ранее, стук киянок и топоров и шорох пил не давал никому оставаться в постели. Истомившись, все разом переставали работать; и один из учеников сказывал вопросы и ответы из уроков; каждый ученик до последнего повторял вряд ли задаваемое, тогда опять принимались за дело. Это упражнение доставило до- вольное вознаграждение прилежным. Некоторые из кончивших учение при выпуске получили от 16 до 40 рублен денег; ульев было сделано более 300 штук, хотя по новости не все чисто и много перепорченных, поколотых. Но цель науки по сей части достигнута совершенно. В учениках вкоренилось не только образ расположения ульи и искусство скоро их делать, но они, вразумев всю удобность в оных при обиходе, полюбили втулочные ульи, что для меня особенно утешительно. З-е. Предметы, в уроках выученные. С 1 января и до самой весны между деланием ульев занимались учением уроков, из первой книги моего сочинения извлеченных, именно: 1) взгляд на пчеловодство; 2) о промысле пчеловодства; З) о пчелином роде вообще: 4) о продовольствии пчел и об округах пчелиных угодьев; 5) о взяточном времени; 6) о политических видах пчеловодства. При изъяснении предметов в статьях о промысле пчеловодства, о хозяине и надзирателях как самых важнейших я все усилия прилагал внушить ученикам, что от усердия и искусства в пчеловодстве, 'от прилежания, верности, рассмотрительность в своем деле зависит счастье каждого, доверие людей, доброе мнение всех, обогащение от простых пчеловодов и всякие другие милости. Я мог лично с внутренним удовольствием заметить, как они убеждались сими истинами и как были тогда воспалены вести себя этим путем. Однако же нередко принужден я был напоминать сии обязанности иным и не без жестоких выговоров и дальнейшего наказания. 4-е. Избрание местоположения ДЛЯ учреждения пасек. Удаляясь от стеснения и невыгод, происходящих от многого числа смежных пчелиных заводов, я избрал на будущее время в 31/2 верстах от селения новое место, из трех десятин состоящее и имеющее многие впадины (логи, цолины), способные для поставки пчел в летнее время. Сие место наемными землекопами рано весною окопано, после чего, выведя туда всех учеников, отобрал от смысленнейших мнения: на каких бы местах выгоднее назначить 10 пасек и расположить их так, чтоб рои одной пасеки не смешивались с другою и чтоб удобнее главному смотрителю скорейшим образом обозревать все отделения. Каждый объявлял свое мнение, после сего, одобрив одних и объяснив ошибки других, объявил я им настоящее расположение с причинами, причем тут же на месте объяснено им, которое место чем-либо лучше другого, после чего исчислены окружающие сие место полосы угодье и на оных главнейшие цветы, могущие служить, в известные времена, хорошим пастбищем для пчел. Некоторые отделения учениками обсажены кольями молодого вербняка, который в течение лета, отпустивши довольно ветвей, служил: 1-е - хорошим признаком пчелам к замечанию при первых пролетах; 2-е - некоторой защитой от ветров; 3-е - к ним привязаны жерди для обставки хворостом и для поставки ульев; 4-е - приятным видом для наших глаз и тенью от зноя; 5-е - на кудрявейших кладены были ройники ДЛЯ входа роев. Отделения обносимы были хворостом по недостатку камыша, который несравненно лучшую доставляет защиту от ветров. Когда были привезены и поставлены ульи прямолинейно в пасеках, построены балаганы и поселились в них ученики, то сие место уподоблялось полковому лагерю. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |